Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Истории кукол.

Одной из первых известных нам коллекционеров кукол была древнеегипетская царица Клеопатра. Кукол из своей огромной коллекции она использовала в качестве манекенов: с помощью миниатюрных образцов кукольных облачений выбирала себе новое роскошное одеяние. Надо сказать, что такое назначение кукол было актуально вплоть до XVII века: парижанки присылали великолепно одетых кукол своим провинциальным подругам для того, чтобы посвятить их во все тонкости современной моды.

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы. Если не останавливаться сейчас на сугубо ритуальной функции кукол (в этом качестве их использовали в Древнем Египте, Греции и Риме), то нужно выделить два аспекта - сакральную и игровую роли, которые на первых порах были почти неотделимы друг от друга. Действительно, дети - это дети в любые времена. Их задача - играть и через игру познавать окружающий мир. А матери - это матери. Им важно вырастить своего ребенка и уберечь его от опасностей. Даже сегодня мы прислушиваемся к приметам, а что говорить о древних! Давая ребенку куклу-бревнышко, глиняную или восковую фигурку, "стригушку" (изготовлялась из стриженой травы) или "вепсскую куклу" (сворачивалась из старой одежды матери), мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Не даром при изготовлении вепсской куклы, которая клалась в колыбель ребенка еще до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребенка была "не колотой и не резаной". Что интересно, у древних кукол часто не было лица как такового, потому что по древним поверьям, в куклу с лицом мог вселиться злой дух.
Первое описание человекоподобных кукол есть в египетской мифологии. После того как бог Хнум создал из глины первых мужчину и женщину, род людской стал умножаться.

В XII веке священники изготавливали восковые подобия больного и серебряной иглой протыкали нездоровое место. С тех пор многое изменилось, и протыкание кукол иглами стало исключительной привилегией колдунов.

До сих пор в Африке колдуют подобным образом: делают глиняные фигурки человека, втыкают в них стекло, ветки и кладут в ручей головой против течения. Когда вода размывает глину до конца, с человеком случается несчастье. Известны английские куклы, чьи руки, ноги и голова сделаны из фарфора, а тело похоже на коробочку. Внутрь коробки кладут записочки с заклинаниями.

А потом кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому ее производство было запрещено (хотя сохранились свидетельства об английских деревянных куклах XIV в., созданных на заказ). Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми. Кустарные куклы появились лишь с XVI в. Но и вплоть до XVIIIв. даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в это время куклы из фарфора стоили огромных денег, поскольку фарфор был открыт совсем недавно и ценился очень высоко. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Зато царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным мягким нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой и т.д., а одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, создавших ее. За исключением ботинок и чулок, которые обычно были нарисованными, юбки, кофты, передники и даже шляпы шились. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями - чаем, ягодным соком или соком листьев.


У нас принято дарить свои старые куклы. В Китае и Японии, например, игрушки, из которых ты вырос, сжигают. Считается, что, отдавая другому свои игрушки, обувь, одежду, ты отдаешь часть своей энергетики.

Как же могут влиять "мертвые" куклы на жизнь людей? По мнению некоторых исследователей, занимающихся парапсихологией, куклы не совсем мертвые и не совсем живые. Существуют 3 наиболее принятых гипотезы, объясняющих опасность общения с куклами.

Люди, находясь в состоянии транса, эмоционального подъема, интуитивной веры в происходящее, способны "оживлять" изображение.

Присмотритесь к безобидной возне девочек с куклами. Они искренне верят, что куклы живые, и стараются бессознательно наделить их жизнью. Для них кукла не игрушка, а живое существо.

Это вера приводила к тому, что под воздействием ребенка, кукла в игре, по мнению Евгения Головина, в какой-то мере действительно становится "живым" существом. Дети, играя с куклой, совершенно бессознательно совершают определенный сакральный акт, при котором часть биоэнергетики ребенка переходит в бездушное изображение.


В 1881 году Эдгар Дега создал "Маленькую танцовщицу" - первую художественную куклу в единственном экземпляре, которая была потом представлена на выставке импрессионистов в Париже. Убежденным коллекционером кукол была модель Матисса и Боннара Дина Верни - собранная ею более чем за полвека коллекция была продана за 4,7 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s. Это ещё раз доказывает: увлечение куклами может стать очень прибыльным делом.

Жизнь детей облегчилась, а жизнь взрослых осложнилась, когда в XIXв. один за другим стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х гг. двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы и т.д.) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево (оно использовалось в производстве "кукол для взрослых") и существенно удешевили производство. В Европе открылись: "Арман Марсель" и "Хойбах" (Германия), "Французское общество производителей игрушек" и "Жюмо" (Франция), "Маротте" (Италия), а в России-Императорский завод Журавлева и Кочеткова. В 1850-х на коммерческую основу было поставлено производство тряпичных кукол, а в 1860-х появились куклы из целлулоида. Первыми изменения ощутили на себе царские дети. В России императрица Александра Федоровна поддерживала игры дочерей с кукольной мебелью из слоновой кости, кукольными платьями по парижской моде, кукольными музыкальными инструментами и т.д. Однако целлулоидные куклы, производство которых было налажено на немецких, французских, американских, японских и др. фабриках, резко сократилось после многочисленных жалоб на легкую воспламеняемость этого материала.Объектом мечтаний девочек к.XIXв. была французская кукла "Bebe Jumeau". Основная ее прелесть была в том, что это была первая кукла-ребенок (раньше куклы изображали взрослых), а значит, девочки могли и играть с ней, как с ребенком. Bebe появилась в 1850-х годах. Ее головка по моде того времени была сделана из бисквита, а в саму куклу по желанию покупателя мастера вставляли специальный механизм, который позволял ей "говорить". Помимо самой куклы выпускались и специальные журналы с выкройками одежды, обуви и даже шляп для Bebe.

В Советские годы для кукол вновь настали "средние века". Куклы были объявлены "буржуазным пережитком".

В годы НЭПа их создавали в артелях, позже, в 1930-х кустарное производство прекратилось, а на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов. В 50-х черные дни настали и для них. Обыкновенные пупсы были изъяты даже из детских садов, поскольку, как считалось, они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием"- например, безобразно-толстые попы, которые должны были воспитывать у детей антирелигиозные чувства. Среди других "специализаций" (имен в те годы у кукол не было)- "Спортсменка", "Школьница", "Врач" и т.д. Вот этих то "священников" и "врачей" купали и пеленали девочки 3-7 лет… Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше.
К 1980-м в нашей стране вернулись к забытым "индивидуальным" куклам.


Однако, не российским, а западным. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а сегодняшние аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.
Тогда же, в к.80-х-н.90-х, российские дети познакомились с куклой Барби. На Западе дети узнали о ней раньше. А история этой куклы вовсе не детская и связана с немецкой порно-звездой Лилли, резиновый "клон" которой-та самая кукла, продавался в барах, табачных лавках и магазинах "для взрослых". В 1959г., американская фирма Mattel выпустила ее в продажу. С этого времени началось массовое распространение Барби, ее аналогов и кукольных родственников по всему миру. Хочется верить, что пик ажиотажа уже прошел и у детей появится шанс вернуться в детство, не взрослея раньше времени с куклой, имеющей нереальные с физической точки зрения и сугубо-взрослые пропорции тела и привычки. Впрочем, уже сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из более или менее качественных материалов. Так что дело, скорее, не в отсутствии ассортимента, а в том, какой выбор сделают родители ребенка, покупая ему куклу. Все зависит от их привычек и степени знания детской психологии.

Кукольная история или история появления кукол.

Куклы -  вид древнего декоративно-прикладного искусства, укращающего быт. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

Кукол делали народные мастера. Сначала кукол изготовляли как оберег, без лица ( нельзя было чтоб кукла походила на человека), голова и туловище набивались подручными материалами.

Позже для богатых людей делались великолепные куклы на заказ. Лицо делалось из фарфора, волосы были натуральные. А бедные сами делали своим детям эти виды игрушек из всяческих подручных материалов, это могли быть опилки, лоскутки тканей, солома.

В 1949-1950 годах наладилось производство кукол из прессованных опилок. Ими набивали голову и туловище. Кукол набивали, грунтовали и проклеивали лаком. Поэтому игрушка была очень тяжелая, и с ней нужно было аккуратно обращаться, иначе из нее посыпались бы опилки.


Вскоре кукол из прессованных опилок заменили гутаперчивые куклы. Они вытеснили прессованных, т.к. в их было вложено тепло рук и душа тех, кто мастерил эти игрушки. Голова, руки, ноги их были сделаны из гутаперча. Тело было набито опилками или ватой.

А сейчас колликционеры покупают коллеционных кукол. Таких экземпляров может быть один ила максимум два. Они сделаны вручную. Их головы и тела смастерены из фарфора. Волосы натуральные. И их наряды отображают быт царского времени и быт простых людей.